Как лечится дислексия?

Впрочем, с определенными трудностями при обучении чтению и письму могут столкнуться даже самые одаренные дети. Для того, чтобы обозначить весь спектр таких проблем, наиболее часто используется слово "дислексия" - буквально "словесная слепота". Признаком дислексии может считаться практически все, что угодно, - от легкого запинания до полной-неспособности ребенка распознавать знакомые слова в видимых на бумаге символах -буквах алфавита, хотя на самом деле она наблюдается лишь у сравнительно небольшого числа детей, испытывающих затруднения в процессе чтения. Диагноз "дислексия" можно ставить только в том случае, когда проблемы с обучением сочетаются с уровнем интеллекта по крайней мере не ниже среднего и нормальной работой всех органов чувств. Как правило, подобного рода нарушения чаше встречаются у мальчиков, причем в большинстве случаев дислексией в семье ребенка страдает и кто-нибудь из взрослых. Актриса Сьюзен Хэмпшир, на собственном опыте узнавшая, что значит дислексия, высказала в книге "История Сьюзен" предположение, что та или иная степень этого расстройства наблюдается у 12,5% всех детей.

Тем не менее, очень часто использование диагноза "дислексия" совершенно неоправданно - причины проблем, возникающих у ребенка при чтении, могут быть самыми разнообразными. Не так давно ко мне на прием привели мальчика трех с половиной лет - родители считали, что у ребенка дислексия и ему необходима помощь квалифицированного психолога. Действительно, мальчик явно не хватал звезд с неба - но тогда дислексией страдают все дети в возрасте трех с половиной лет: в конце концов, читать совсем хорошо не умеет еще никто из них.

У дислексии есть несколько вполне определенных признаков, и задача родителей, беспокоящихся об уровне развития своего ребенка, вовремя их определить: чем раньше они будут выявлены, тем больше у вас шансов выправить положение. Ведь если нормальный ребенок, столкнувшись проблемами при чтении, сможет справиться с ними собственными силами и двинуться дальше не снижая темпа, то ребенок, страдающий от дислексии, окажется безнадежно на них застрявшим - без вашей помощи ему уже не обойтись.

У многих детей дислексия выражается в определенных затруднениях, возникающих при чтении слов в их правильном порядке звучания: слово "кот" может быть прочитано как ток , да как ад и сон - как нос . Вы можете обнаружить также, что ваш ребенок пишет слова, как будто глядя на их зеркальное отображение: "рот" тогда становится мало понятным *Toq". В таком случае все, что требуется ребенку, - это родительское внимание и неисчерпаемый запас терпения со стороны всех заинтересованных взрослых. Просто упорная зубрежка приведет к тому, что ваш ребенок научится-таки читать н-о-с как "нос" - только для того, чтобы напрочь забыть все на следующий (если не в тот же самый) день. А каракули страдающего от дислексии малыша могут быть настолько неудобоваримыми, что разобрать их окажется не в состоянии даже самый терпеливый и опытный читатель. Но если подобные ошибки в правописании вовремя не исправить, они могут остаться у человека вплоть до момента вступления во взрослую жизнь, даже если у него и не будет никаких проблем с умением читать. Очень часто у дислексичных детей наблюдается затруднения, связанные с пространственной ориентацией, - они никак не могут запомнить, где право, а где лево, где верх и где низ, и не способны заново найти то место на странице, где они остановились, если отвлечь их внимание хотя бы на мгновение. Память их бывает настолько короткой, что они моментально забывают все, что вы им говорите, к тому же такие дети обычно неспособны долго оставаться в неподвижности и очень легко'устают. В младшем возрасте они довольно поздно начинают одеваться без посторонней помощи или самостоятельно застегивать пуговицы.

Хотя сложности, возникающие в процессе обучения ребенка чтению, не всегда напрямую связаны с дислексией, иногда причиной их появления является одна из нижеследующих:

Проблемы с речью, слухом или зрением ребенка.

Эмоциональное беспокойство - например, отсутствие уверенности в себе.

Продолжительная болезнь.

Упадок душевных сил ребенка.

Некачественное обучение.

К несчастью, какой бы ни была причина подобного отставания, отсутствие необходимых навыков чтения может серьезно оказаться на прогрессе ребенка в других областях знания, например, арифметике, или даже вообще на всем учебном процессе. В таком случае, в ребенке может укрепиться ощущение полнейшей собственной неспособности к обучению в принципе, он начнет плохо себя вести, отстраняться от участия в общественной жизни класса, что лишь еще больше отдалит его от других детей. Особенно хорошо скрывают сложности, возникающие у них при чтении, наиболее одаренные и способные дети. Они легко находят тысячи предлогов, чтобы только отвертеться от выполнения задания - просятся в туалет именно тогда, когда вы просите их почитать, как нельзя более некстати теряют свои очки и так далее. Обычно подобная методика хорошо срабатывает в переполненном шумном классе - но, разумеется, она способна только еще больше осложнить ситуацию, отсрочив получение столь необходимой ребенку помощи.

Очень часто найти непосредственную причину развившейся дислексии чрезвычайно трудно. Существует теория, согласно которой виноваты во всем определенные участки коры головного мозга, отвечающие за прием информации, поступающей в виде символов, и своевременную передачу такой информации соответственно правому или левому полушарию - иногда они просто не способны сравняться по темпам развития с остальным мозгом. В любом случае, какой бы ни была причина, самое лучшее, что вы можете сделать, - это обратить внимание на непосредственные ее последствия и постараться максимально облегчить жизнь страдающему от дислексии ребенку: он должен понять, что в его проблемах нет абсолютно ничего позорного. Быстро избавиться от такого расстройства невозможно и, хотя для этого и создано великое множество разнообразных обучающих устройств и приспособлений, ни одно из них не способно заменить квалифицированного и беспредельно терпеливого педагога. Правда, на всех таковых не хватает - так что, вполне может статься, Родителям самим придется нести большую часть этого бремени (если вообще не все его целиком) на своих плечах.

Далее приведен ряд советов, как следует поступать, если вы думаете, что у вашего ребенка развивается дислексия:

Проконсультируйтесь со школой: там, скорее всего, отнесутся к вашей проблеме с пониманием и обеспечат вам компетентную помощь и поддержку.

Если же в школе считают, что ребенок "глуп" или "испорчен", потребуйте, чтобы его осмотрел профессиональный психолог. Районные органы образования должны оказать вам содействие, но, в случае возникновения каких-либо проблем, организуйте психологическую экспертизу частным образом.

Установите контакт с местным центром лечения дислексии. В нем вы сможете пройти необходимую проверку, получить требующуюся помощь и найти действительно заинтересованных слушателей. Там вам скажут всю правду.

Даже если ребенок, испытывающий при чтении определенные трудности, и признается психологами и учителями страдающим дислексией, это еще не значит, что положение не исправится со временем или что диагноз поставлен верно.

Любой ребенок с нормально функционирующими органами слуха и зрения в состоянии научиться читать вполне сносно, несмотря на то, что процесс его развития может быть достаточно сложным и неровным - одаренным детям в данном случае замечательно помогают их незаурядные мыслительные способности. Не является дислексия непреодолимым препятствием и в писательском ремесле - известно, что от нее страдали такие великие люди, как поэт У.-Б. Йитс и датский сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Некоторые дети - особенно те, которые обладают известной выдержкой и упорством в достижении поставленной цели, - вполне в состоянии с успехом овладеть какой-либо профессией, скажем, в медицине: дислексия не сможет помешать такому ребенку стать впоследствии выдающимся зубным врачом.

(Но многие другие дислексичные дети все-таки всю оставшуюся жизнь будут сталкиваться с определенными проблемами при необходимости оставить записку или прочесть расписание.

Существует ряд домашних упражнений, с помощью которых вы можете облегчить жизнь своему ребенку, но, если у вас появились какие-либо сомнения в действенности подобных занятий, лучше будет обратиться за помощью к специалисту: в конце концов, не все родители имеют терпение святых.

Хотя наибольший стимул для обучения чтению и есть удовольствие, получаемое от самого процесса, для дислексичного ребенка это зачастую становится понастоящему тяжким трудом. Важно, чтобы наблюдающий за чтением взрослый помнил о необходимости большого количества перерывов в работе, разнообразия учебных методов и щедрой похвалы за каждый новый успех ребенка.

Попробуйте сперва просто прочесть одну страницу книги подходящего уровня, а затем обсудить с малышом то, что вы только что прочитали. Попросите ребенка представить себе, каково будет дальнейшее развитие сюжета, чтобы он учился всякий раз немного забегать вперед.

Вам также следует уяснить несколько следующих моментов: во-первых, никогда не прерывайте чтение своими поправками слишком часто; во-вторых, не растрачивайте похвалу попусту; в-третьих, книга должна быть настолько легкой и понятной ребенку, чтобы он был просто обязан с ней справиться.

В любом случае, необходима определенная согласованность действий всех заинтересованных лиц и организаций: обязательно проконсультируйтесь по поводу домашних занятий для дислексичных детей со специалистами и постарайтесь, если возможно, получить действительно квалифицированную помощь.

Источник: Умный ребёнок



Статьи

  • КАК ВЫБРАТЬ ДЕТСКУЮ КРОВАТКУ? Как правило, кроватку новорожденному приобретают незадолго до его появления на свет. При этом многие молодые родители обращают внимание главным образом…
  • КАК ВЫБРАТЬ ДЕТСКУЮ КОЛЯСКУ? Когда семье становится известно о скором прибавлении, будущие родители и счастливые родственники начинают собирать малышу «приданое». Как правило, первым пунктом…
  • КАК ВЫБРАТЬ АВТОКРЕСЛО ДЛЯ РЕБЕНКА?           Немецкий журнал "Автомото плюс спорт" опубликовал результаты испытаний 10 фирменных автомобильных кресел безопасности. Они проводились в течение не одного…